Специфика работы с одаренными учащимися
1. Некоторые общие принципы
Психологи в результате многолетних исследований установили, что каждый человек, не имеющий психических отклонений и задержек умственного развития в чем-то талантлив. Давайте попытаемся поставить задачу более конкретно – как найти талантливого в нашем предмете ученика.
Невозможно «конвейерным» методом готовить одаренных детей. Они слишком разные (по начальному уровню знаний, темпераменту, развитию логических подходов…). Учитель может лишь найти таковых и помочь им проявиться.
Очень условно можно разделить потенциально успешных учеников на две большие группы. Я их называю[1] «МАНовцы» и «олимпиадники». Если провести аналогию с легкоатлетами, то МАНовцы – это марафонцы, а олимпиадники – спринтеры. Детей из первой группы отличает ярко выраженная склонность к изучению информатики либо ее конкретных областей, стремление анализировать и систематизировать полученные знания, воплощая их в конкретных плодах своего труда (программах, веб-сайтах и т.п.). Зачастую такие ученики продолжают углубленное изучение предмета уже за стенами школы после ее окончания. «Олимпиадников» же можно определить по способности находить быстрые и нестандартные решения. Безусловно, для достижения успеха дети обеих категорий должны обладать изрядным честолюбием, пытаться выделиться на этом поле деятельности среди сверстников. Однако для МАНовца наивысшим критерием личного достижения является «Смотрите, как здорово у меня все получилось с решением этой проблемы!», а для олимпиадника «С этим я справлюсь лучше, чем кто-либо. Я первый!»
2. Диагностика одаренных детей
Как искать?
- Визуальный этап
Глаза – зеркало души человека. Если вы в них увидите интерес, понимание, то вам обеспечена доза наркотика, называемого «учительским адреналином». Увидели – не упускайте, работайте с таким ребенком и, возможно, вы нашли новую «звездочку»
- Вербальный этап
Разговаривайте с ними побольше, заинтересуйте их. Дайте им задачу и поощряйте малейшие успехи. Хвалите их за успехи перед родителями и учителями.
- Бросьте им вызов
Любой талантливый ребенок очень честолюбив. Он мечтает в чем-то быть лучше, чем другие. Сыграйте на его честолюбии. Действительно ли он способен дать фору остальным в информатике или же это просто ничем не обоснованные претензии.
- Рассматривайте проблемы с разных сторон
Давайте разные нестандартные задачи. Ни в коем случае не забейте потенциально талантливых детей механическими заданиями репродуктивного характера. Ищите тех, кто очень быстро справляется и тех, кто способен дать не шаблонное решение (даже если оно рождалось долго). Такие ученики способны при правильной организации их деятельности выигрывать предметные олимпиады.
Где искать?
Динамика успехов учащихся имеет групповой характер. Это известно каждому опытному учителю. В какой из групп наиболее вероятно обнаружить наших «звездочек»? Успехи учащегося в нашем предмете в первую очередь определяются развитием абстрактного мышления и логики. Следовательно, наиболее привлекательными объектами для поиска являются математические и физико-математические классы. В роли немаловажного фактора следует отметить, что на МАНовской защите по информатике необходимо сдавать математику в качестве базовой дисциплины. Да и решение многих олимпиадных задач по программированию зачастую требует хорошего владения математическим аппаратом. То есть, мы работаем в плотной связке с учителем математики. Преподаватель математики по вашей просьбе может скорректировать программу для ученика с учетом ваших пожеланий, включив в нее комбинаторику, элементы теории графов, численные методы и т.д. В свою очередь учитель информатики способствует развитию математической культуры мышления учащихся, решает на своих занятиях различные математические задачи методами информатики.
Хочу поделиться своими личными наблюдениями о психологических качествах группы, с которой, вероятно, придется иметь дело. Каждая группа способных школьников может представлять собой одно из трех образований: конкурентная группа (есть общие интересы, позитивное отношение к учебе, но отношения далеки от теплоты), диффузная группа (случайные полузнакомые люди без общих интересов) и коллектив (позитивное отношение к учебе, хорошие дружеские отношения внутри группы). Коллектив преподносится как наивысшая форма групповой организации. Это мечта школьного психолога и классного руководителя. Но я видел устойчивое превосходство конкурентных групп в появлении и развитии «звездочек». Конкурируя между собой, порой чрезмерно остро, они растут. А классы с дружескими взаимоотношениями, как правило, хорошо осваивают школьную программу, ходят вместе на дискотеки, организуют разного рода вечера и посиделки и… и все.
3. Нашли – как работать дальше?
Основные компоненты работы с одаренными детьми
Предметный компонент
Учебная деятельность.
Совершенствование предметной подготовки по информатике. Она должна быть достаточной для выступления на предметных олимпиадах, поступления в вузы соответствующего профиля и высокого уровня. Разработка учебно-методического комплекса инвариантной части подготовки для всех учащихся факультатива.
Создание банка олимпиадных задач
Исследовательская деятельность.
Расширение сферы интересов учащихся. Знакомство с тематикой, расположенной на стыке наук.
Углубленное изучение некоторых тем и методов, приемов программирования.
Решение новых, актуальных задач школьниками и студентами.
Оформление творческих работ и образцов необходимых документов для участия в конкурсах.
Организационно-социальный компонент
Организационная и социальная работа различных структур в развивающих программах (администрация школы, спонсоры, родители, администрация научной школы) по отношению к ученику и по отношению к преподавателю.
Управление и координация действий различных участников (управление образования города и т.д.).
Работа со средствами массовой информации для популяризации достигнутых успехов и привлечения внимания к необходимости такой деятельности и соответствующего финансирования.
Педагогический компонент
Работа по новым технологиям с одаренными детьми.
Методика подготовки исследовательской работы и её защиты, апробация результатов на конференциях.
Обучение исследовательской деятельности.
Психологический компонент
Диагностика и развитие общего интеллекта, специальных способностей.
Воспитание целеустремленности, работоспособности, гибкости мышления.
Овладение различными приемами научного мышления.
Психологическая подготовка учащихся к участию в турнирах, телеконференциях и т.д.
Обучение стратегии успеха.
Обучение преподавателя-предметника психологическим приемам работы.
Этапы решения исследовательских задач:
- Постановка задачи.
- Составление плана решения задачи
- Решение задачи
- Проверка правильности решения.
- Обобщения
- Оформление результатов и их практическое применение.
4. Все удалось – что дальше?
Казалось бы – ничего, лишь почивать на лаврах. Да не тут-то было. «Выстрелившие» ученики частенько оказываются жертвами «звездной болезни». К сожалению, статическое состояние невозможно. Ученик либо прогрессирует, либо деградирует. Прекратив работу и преисполнившись самоуверенности, ребенок забывает прежние знания, утрачивает навыки, и, что еще страшнее, интерес. Ваша цель – объяснить ему эту опасность.
При более благоприятном развитии событий ученик продолжает углублять и систематизировать свои знания. В некоторых специальных областях он может оказаться более осведомленным, чем вы. Говорят, что это наивысшее мастерство учителя – создать ученика, превосходящего его. Есть хороший короткий анекдот-вопрос: «Вам помочь или не мешать?». Если ваш ученик достиг такого уровня, определяйте, лишь общие направления его работы, оказывайте методическую помощь, предоставляйте ссылки Интернета и специальную литературу.