Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

История Рогини

Дата: 22 сентября 2017 в 14:22, Обновлено 12 марта в 20:30

Воспоминания Воробьёва Моисея Никитича

- первого пионерского вожатого Рогинской школы.

Мы дети твои, Рогинь!

Моим дорогим землякам:

Живым и мёртвым.

Нынешнему поколению,

Которое должно жить и трудиться

В третьем тысячелетии – посвящается.

«Даже звери, живущие в пустыне, знают норы свои.

Птицы, летающие по воздуху, ведают гнёзда свои.

Рыбы, плавающие в море и реках,   

 Возвращаются домой, как пчёлы -  в улья.

Также и люди сохраняют

Великую ласку к своей Родине».

(Франциск Скорина. Из выпуска Библии. Полоцк)

Выполняя просьбу директора Рогинской средней школы Александра Леоновича Бондаря – энтузиаста и организатора Музея трудовой и боевой славы, начинаю нелёгкую работу – написание своих воспоминаний.

Это очень сложное и трудное поручение. К сожалению, записей никаких нет. Документов почти не сохранилось.

Приходится всё писать по памяти. А память – свидетель не надёжный.

Ведь сколько времени прошло! Это уже, можно сказать, история. Сейчас я смогу начать свои воспоминания  с ранних детских, а потом юношеских лет – 1923-1924 годов и закончить 1938 годом – годом призыва на службу в Военно-Морской флот, выбытием с Рогини в невиданную даль, в неизвестность. В неведомые края – в большую жизнь.

Трудно и сложно писать воспоминания не только физически, но и морально. Много трагических событий произошло в личном плане и в судьбах Отечества. Большая беда случилась… Беда и горе всенародное, трагедия народов многонационального могучего государства – предательски разрушен Союз Советских Социалистических Республик. Но, как говорится, слава Богу, сохранилась родная Беларусь. Вот пишу и боюсь, как бы чего не забыть, не перепутать факты, события. Если что не так написал, простите, дорогие друзья.

С чего начать?

Окидывая взором и вспоминая наш путь, наш век – он добрым был и злым, мы повидали рай и пекло, были руганы и хвалимы…  Всякое бывало…

У нас немного было мирных и спокойных лет. Но были. У нас было прошлое. Хорошее оно или плохое, но было.

Самым страшным и жестоким испытанием явилась борьба с немецко-фашистскими захватчиками вероломно, без объявления войны, напавшими на наше Отечество.

На священную борьбу поднялся весь многонациональный народ Советского Союза. Великой Отечественной войной справедливо назван этот трагическо-героический период в нашей жизни и истории.

Война шла на фронте и в тылу, на суше и в воздухе. Сражались бойцы Красной Армии, Военно-Морского флота и партизаны.

Тяжелейшее испытание выпало на долю белорусского народа, в том числе и на наших земляков.

Более 500 жителей Рогини унесла война. Враг был жесток и коварен. Много погибло мирных жителей.

В помещении бойни скота на Песках, фашисты и их наймиты закрыли и живьём сожгли 90 человек. Среди них – моя тётя жена дяди Воробъёва Макея, убитого фашистом.

На посёлке Культура зверски убиты и сожжены 13 стариков -  активистов колхозного строительства, участников гражданской войны.

В целом в Беларуси в войну погиб каждый четвёртый житель.

Страшно вспомнить Хатынь и Нивки… Там сожжены живыми старики. Мужчины, женщины и дети.

Но наше дело было правое, и мы победили. Враг был разгромлен. 1418 огненных дней и ночей продолжалась невиданная война, унесшая более 30 миллионов жизней воинов и мирных жителей.

Вечная память им и слава!

Никогда не забудем погибших. Навещайте их могилы не только на праздники, но и в будни. Все мы в долгу перед ними. Обязаны им, погибшим.

Продолжаю повествование на заданную тему.

Помните популярную песню «С чего начинается Родина?» (стихи М. Матусовского, музыка В. Блантера)?

Это и с первых шагов в школе. Картинок в букваре. С хороших товарищей, с босоногого детства и неспокойной юности.

С памяти об отце и колыбельных песен матери. Жизненные испытания. Живой природы: лесов, рек, болот. Напевов птиц и стучащего пения аиста на крыше соседнего дома. С просёлочных дорог, которые ведут в загадочную и таинственную даль…  Родина. Она начинается с малой родины, места нашего рождения.

Наши корни

(Откуда есть и пошла Рогинь)

Очень многое мы теряем из-за своей беспамятности, не интересуясь прошлым. Мы мало что знаем о наших предках. В памяти сохранились образы дедушки, бабушки, а вот не догадался расспросить о глубинной родословной, о прошлом своей деревни. Как мудро сказано: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». К сожалению, очень многое навсегда исчезло из нашей памяти. Кто мы?  Наши предки?

У нас в Рогини распространены фамилии: Черняковы, Сальниковы, Торбенковы, Соркины, Новиковы, Шевцовы, Воробъёвы, Глазуновы, Деружинские, Кожевниковы, Чураковы, Буксовы, Шабловские и др. Все они исконно русского происхождения.

Очень отдалённо, можно сказать, тускло вспоминаются рассказы пожилых людей (тех лет) о том якобы, что их предки пришли с Волги, гонимые нуждой, в поисках лучшей доли. Ещё слышны были разговоры, что люди бежали из-за религиозных разногласий.

Так ли это было, сегодня сказать уже никто не сможет.

Не знаем и происхождения названия и исторического корня Рогини.

Может по её застройке?

Известно мне и моим современникам сохранившееся имение помещика Дерноловича, всё утопающее в зелени парка и садов. Сегодня уже не сохранилось помещичьей усадьбы, великолепного дома и других построек. После великой Октябрьской революции имение было преобразовано в совхоз с одноименным названием Рогинь.

Совершенно достоверно дошло до наших дней, что поселение Рогинь давнее. Название села Рогинь отмечено на географической карте ХVІ века. В юбилейном издании книги «Франциск Скорина» (Энциклопедический справочник, Белорусская Советская энциклопедия им. Петруся бровки, 1990 г., с.257) значится село Рогинь.

На этой карте ХVІ века нет ещё Буды, нет города Жлобина, нет деревень Лозов, Дербичи, Антоновка, но чётко зафиксирована Рогинь, Чечерск и другие населённые пункты.

Сколько же тебе лет, Рогинь? Какого ты роду племени?

Довоенные архивы, видимо, навсегда утеряны. Архивные учреждения наших дней истину установить бессильны.

В Рогини с давних времён сохранились свои своеобразные улицы-кварталы: Чураковка, Заречье, Шапитуровка, Самодумовка, Пески, Собственно Рогинь (Старая Рогинь).

Где-то в 30-е годы на буднецкой дороге (шлях) появилась новая улица – Барановка. Из Рогини переселилась часть сторожилов, знаменитых стариков-партизан на посёлки, которые получили названия: Культура, Чырвоны Сцяг, Факел. Они расположены, кА известно, рядом с лесным массивом, который раньше был обширным, на земельной площади помещика (совхоза). Переселение началось после большого Рогинского пожара.

Картины сельской красоты

Любой населённый пункт определяется и смотрится в связи с окружающей природой.

А наша Рогинь утопала в буйной зелени садов на приусадебных землях, клёнов, каштанов и берёз возле дворов. Нависшим бором над рекой Чечёрой. Шум многовековых сосен слышен был в селе. На окраинах улиц, возле болот - заросли рощ и хмызняка (кустарника). А совсем рядом, за рукавчиком речки Чечёры – молодые посадки сосны. А вокруг заливные луга.

Однако главная достопримечательность Рогини – речка Чечёра! Небольшая, не очень широкая, но всегда полноводная. И, конечно, очень рыбная. В ней ловили рыбу удочками с самодельной «леской» из конских хвостов, сетями, корзинами, ставили ятера, и перевода рыбы не было. Зимой следили, чтобы были отдушины, которые устраивали жители сёл и ревностно следили за ними. Вода в речке была чистой и прозрачной. Из-за зыбучих болот не везде был подход к речке. Эти болота были очень опасны для людей и животных. В них были бездонные «окна». Для подростков эти места являлись испытанием силы, ловкости и смелости. За эти забавы нам сильно доставалось от взрослых. На высоких деревьях в селе устраивали гнездовья для аистов (буслов).

Весной обитатели природы, различные птицы устраивали такие «концерты», которые ни один композитор и дирижёр не могли придумать. Бесподобные трели соловья, кваканье лягушек, зачарованным, своеобразным ботаническим садом являлась помещичья усадьба.

С ранней весны до поздней осени там благоухали разноцветья.

У помещика, видимо, был такой специалист-садовник, который тонко владел своим искусством.

На лоне природы проходило наше босоногое детство. В свободное от работы и учёбы время  зимой - на льду речки и небольших озёр, на самодельных коньках; летом – на речке, в лесу – сбор грибов и ягод.

НАША ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Прекрасную природу не загрязняли, не нарушали, а украшали и дополняли ветряки (ветряные мельницы). Возле кладбища – ветряк Куцановых, на посёлке Культура – Буксовых.

Заметным и доходным предприятием являлся спиртзавод совхоза. Это было совершенно тихое производство.

Нарушалась тишина только 21 января ежегодно в 18 часов 50 минут. В это время звучал мощный прерывающийся тревожный гудок, напоминающий день и время смерти В.И. Ленина.

Спиртзавод кроме основной продукции имел большие отходы браги (барды), которой снабжались скотные дворы совхоза и колхозов для корма коровам. Это было большим подспорьем в эффективном кормлении животных.

Позже, где-то в 30-е годы, возле спиртзавода была построена паровая мельница, работавшая на дизельном топливе.

Трудилась и наша речка Чечёра. Возле 1-го моста (главное русло) с большой нагрузкой работала водяная мельница. В дни помола зерна огромное колесо с лопастями грохотало под напором воды.

Рядом, возле второго моста, по пути в Руденку и Дербичи, ютилось старинное замшелое здание. По рассказам стариков здесь была суконная «фабрика» по изготовлению серого сукна для солдатских шинелей.

В совхозе, возле огромного гумна стоял мощный «локомобиль», похожий на железнодорожный паровоз довоенных времён. Он обеспечивал молотьбу зерновых. От вращающегося шкива, связанного с ременной передачей и молотилкой, шёл процесс обмолота.

Конечно, электрического освещения в те годы не было. Позже на спиртзаводе была установлена маломощная динамомашина, которая давала освещение для нужд своего производства. На скотных дворах, складах и других производственных помещениях источником света были керосиновые фонари «Летучая мышь». В избах, в школе в вечернее время зажигались обычные керосиновые лампы. По вечерам наступала тишина. Только изредка лениво и беззлобно «перекликались» псы-дворняги.

ГОРЕЛ, ПЫЛАЛ ПОЖАР РОГИНСКИЙ …

Сухое лето 1928 года, очень чётко зафиксировала память. Но не это главное. Запомнилась величайшая трагедия – сгорела Рогинь …

В полдень, буквально за 2 – 3 часа огонь уничтожил всю деревню.

Мы тогда жили на Песках. До этого жили на территории усадьбы совхоза. Отец всё мечтал о своей избе. Купил старенькую избушку-развалюшку с сараем, садиком. Пересыпал избушку, вселились. Ещё не высохла штукатурка. В сборе была вся семья. Обедали. Поднялся шквальный штормовой ветер. Вдруг, смотрим в окно, через дорогу, метрах в трёхстах горит школа. Вдруг взрыв. В воздух поднялись горящие книги, головешки и прямо на крышу нашей хаты. Отец попытался погасить огонь на крыше, но огненный шквал сбросил его. Начали выносить в садок нехитрый скарб, люльку (колыску) с младшим братом Владимиром, который родился в этом году. Совершив своё коварное дело, ветер, как по команде повернул в другую сторону и огонь начал испепелять оставшуюся часть улиц Рогини. Так мы, как и все рогинцы, остались без крова.

Что осталось от села? Церковь, дом священника, на другой стороне дороги самое старинное здание школы, состоящей из двух аудиторий (классов) и учительской квартиры. Что-то уцелело на Шапитуровке, на Чураковке по пути к кладбищу. О каком-то организованном тушении пожара не могло быть и речи, так как в то время в сельских местностях были ручные помпы, перевозили их на телегах.

Запомнилось: во время пожара из Гомеля пролетал и кружил самолёт. Спасти часть имущества от пожара могли те, кто не работал в поле. Бежавшие с поля в село жители, своих изб не застали…

Ещё деталь. В некоторых садочках возле хат, после пожара, остались лежать … искусно сработанные домовины (гробы). Это драгоценный скарб стариков-мастеров, хранивших это имущество на чердаках.

Богатство людей: скот, свиньи находились на пастбище.

Было установлено, что пожар начался с Заречья то ли от бани, то ли от гумна, где сушилась пенька. Никого не судили, не наказывали. Недосуг было бесполезным делом заниматься. Начались толоки. Коллективные стройки. Помогали гуртом друг другу. Со всех уголков Белоруссии съезжались родственники помогать погорельцам.

Огонь тогда пощадил нашу церковь. Но от небрежности её утратили. Где-то, через год, в августе или сентябре 1929 года, церковь сгорела. Это тоже, как и пожар в Рогини, произошло на моих глазах. Были разговоры, что после воскресной службы где-то остались не погашенные свечи. Стоит сказать, что церковь по нынешним оценкам, могла рассматриваться как памятник архитектуры. Она была построена вся из дерева, но смотрелась как воздушный замок. Красавица была. Когда в Киеве я прохожу возле Андреевской церкви, то она мне живо напоминает нашу Рогинскую, только в миниатюре.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

В течение 1929 – 1930 гг. в Рогини прошла или совершилась коллективизация. Может быть по моему тогдашнему мышлению, произошло всё как-то быстро, без классовой борьбы. На свет появился колхоз «Власть Советов». Видимо, надо было найти кулака, по «моде» тех времён, когда были признаны и перегибы и «головокружение от успехов» И вот их нашли. Раскулачили и сослали две семьи: Куцанова (не помню имени, отчества) и Мартынова Дёму (Демьян Фомич). Они были хорошими хозяевами, великими тружениками, многодетными. Никакой враждебной деятельности не проводили. Защитить их никто не мог, даже председатель сельсовета Беспалов, который оберегал судьбы каждого человека. Не вступили в колхоз только два брата Кожевниковы: Тарас и Яков. Тарасу, более зажиточному, председатель сельсовета посоветовал немедленно уехать из Рогини. Он распродал, что смог и уехал. Яков поселился отшельникам на болоте между Рогинью и Песками и стал заниматься извозом. У него была лошадь. Все налоги исправно выплачивал. Так и жил.

Активистами колхозного строительства были Тарбенковы, Сальниковы, Шевцовы. Трудно налаживалась жизнь, но никто не голодал. Помогали друг другу. Праздники совместно отмечали. Особенно «День принятия Акта о закреплении земли в вечное пользование». Накрывался общий стол на дворе. Веселились, закусывали и в меру употребляли спиртное. Вообще, пьяницы в Рогини появились позже. В те годы повальное пьянство, нарушение общественных порядков нас миновало.

СОВХОЗ

(Советское хозяйство)

Я уже писал, что в бывшем помещичьем имении был создан совхоз. Это было образцовое многоотраслевое хозяйство. Главное направление – животноводство и зерновые культуры. Хороший доход получали и от садоводства. Два старых сада остались от помещика, а потом энтузиаст-садовод Сурнаков (из Дербич0 организовал посадку молодого сада (1930-1931 гг.)

Садовые работники обслуживали, обрабатывали, а весной на всё лето сдавали в аренду представителям северных предприятий. Последние оберегали сад, собирали урожай, сбивали ящики, упаковывали яблоки и отправляли по железной дороге на Север страны (СССР).

Помню одного из первых директоров совхоза. Им был Иван Чёлычев, старый большевик, хороший и трезвый хозяйственник, но малограмотный. Всю документацию вёл его сын Матвей.

Потом долгое время совхозом руководил Павел Евтьефьевич Макеев – муж директора Рогинской неполной средней школы Варвары Захаровны Ефременко. Оба они последние годы жизни жили в Минске. Похоронены на Центральном кладбище, где покоится и легендарный Машеров Пётр Миронович.

В совхозе были ещё две важнейшие статьи доходов от спиртзавода, которым руководил Рубинчик и от цеха по переработке молока, который организовал мастер высокого класса Шапиро. Он внедрил выпуск сыра «Бокштейн» (по технологии «Голландского»).

Серьёзным недостатком в хозяйстве совхоза было отсутствие механизации, технических средств, электроэнергии. В 1933 году начали внедрять сноповязалки. Были такие с/х механизмы, в которые впрягали лошадей и эта сноповязалка косила рожь, пшеницу и одновременно вязала снопы специальным шпагатом из морской травы, которая крепилась на огромных катушках. Потом появились американские тракторы «Фордзоны», наши ленинградские «Путиловцы». В 1932 году купили первую автомашину полуторку «Форд». Она представлялась тогда, как чудо техники. А шофёр Касьянов, облачённый в кожаные галифе и тужурку, казался инопланетянином.

Совхоз являлся не только опытно-образцовым хозяйством, но и очагом культуры. Тут был замечательный клуб, ухоженный парк, физкультурные снаряжения, о чём я ещё буду писать.

Большую роль в становлении совхоза сыграла партийная ячейка, которую многие годы возглавлял Долгавин.

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ

Яркой и самобытной фигурой в селе был председатель сельского Совета Беспалов. На протяжении многих лет он неизменно избирался председателем сельского Совета. Он всегда был в гуще народа. Пользовался уважением. Обеспечивал работу всех служб, учреждений, школы. Организация кооперативных магазинов, сельмаг (промышленные товары), фельдшерский пункт – это всё дела его рук. Все знали, что Беспалов старый большевик, участник гражданской войны. Но о своих заслугах он нигде не говорил. (На фото первого выпуска школы он сидит во втором ряду в белой рубашке).

Длительное время заведующий «хатой-читальней», или как иронически называли «домом соцкультуры», был участник гражданской войны Новиков Кирилл Романович. Затем он работал в совхозе, где жила его семья. Он был активистом сельского Совета.

Рогинь славилась хлебосольством, порядком и дисциплиной.

Помню 1933 год. С Украины шли и ехали голодающие. Председатель сельского Совета Беспалов и тут проявил себя как организатор и защитник обездоленных. Он организовал питание, размещение и трудоустройство. Многие граждане Украины обрели здесь вторую Родину. Остались у нас семьи Яртыков, Хобты и другие. Сельский Совет был штабом. Вся работа хозяйственная и политическая проводилась совместно с партийной и комсомольской ячейками.

ДВА ХРАМА СЕЛА

Извечно в сельской местности славились и почитались два храма: церковь и школа. В старые времена  и школу именовали церковно-приходской. Церковь являлась храмом для души, а школа – храмом разума.

Вспоминается колокольный звон в праздничные дни. Даже не само празднование, а звон, как-то будоражил душу, оживлял. Одухотворял окружающий мир. Поднимал настроение, давал зарад бодрости.

И, конечно, никто  у  нас в селе не посягнул на святое дело. Где-то разрушали церкви, сбрасывали колокола. У нас этого не было.

И вот сейчас, спустя без малого столетие, читаем открытия о том, что это были и есть колокола здоровья. Это доказал своим необычным и эффективным экспериментом доктор биологических наук России Ф.Ф. Шипунов.

Осуществляя исследования в районе Кирилло-Белозёрского монастыря в Вологодской области, он установил, что на расстоянии 70 километров от храма во время служения и звуков колоколов начинали зашкаливать датчики, которые были установлены в его машине. Они давали заряд энергии, бодрости. Что это? Мистика? Нет. Мы сегодня знаем, как звуки, музыка влияют на окружающий мир, растения, живые организмы.

СЕЛЬСКИЕ УМЕЛЬЦЫ

У нас как и в других селениях были свои умельцы, специалисты, или просто любители своего дела, призвания. Свои «левши», хотя блох и не подковывали.

Помню кузнеца Сорокина. Его ухоженный домик с крыльцом стоял возле озера, на повороте дороги на Лозов. Несмотря на свою инвалидность (он хромал), трудился за троих. А качество, а ловкость работы! Изумительна!

Кузнец Вальховицкий. В совхозе и кузнечные и слесарные работы ему были по плечу. Он был «доктором» всех тогдашних с/х машин.

О садоводе-любителе Сурнакове я уже говорил. А какое парниковое хозяйство у него было! Он в те годы выращивал ранние овощи. Внедрял новые сорта. Экспериментировал.

Мельник Балдовский один обслуживал паровую мельницу на дизельном топливе. Старик Семён Черняков – колодезекопатель. Он не просто копал колодец, а колдовал. Находил грунты, ощупывал каждый комочек земли, глины и только после этих исследований брался за дело вместе с сыновьями. На копание колодцев у него была изрядная очередь. Мы считали его водичку чудодейственной, бодрящей.

Единым специалистом по забою рогатого скота, свиней был Смолкин Машабер. У каждого водилась живность, но не каждый мог поднять руку на своего питомца…  Вот и звали Машабера.

Увлечённым коробейником на колёсах был Гусаков. У него по мелочам был разный товар. С ним он разъезжал по сёлам. Мы, мальчишки, покупали у него «книжки-копейки», были также серии издаваемых книг.

Портняжных дел мастером был Пухов.

Память не сохранила всех. Помню, что все были трудолюбивы, миролюбивы и дружны. Люди разных национальностей, а жили как братья.

А если прямо и честно сказать - умельцами были все.  Условия жизни заставляли быть умельцами. Все самоотверженно трудились, прежде всего, на благо семьи. Своеобразный был, своего рода, девиз: «Как потопаешь, так и полопаешь».

Больше всего доставалось женщине. Она и мать, хранительница семейного очага. Она должна накормить и одеть детей. Семьи, как правило, были многодетными.

В поле с помощью серпа сжать рожь, связать снопы. Нередко тут же, в колыске,  опочивало очередное дитя…

После обработки льна или конопли, с кудели напрясть нитки. На кроснах выткать полотно, обработать его и расстелить на лужайке в огороде, возле копанки, для отбеливания. А потом шитье штанишек и сорочек, покраска. В основном вся одежда была собственного производства.

Вся техника в единоличном хозяйстве: коса, серп, плуг, борона. Мужчине, как настоящему главе семейства, тоже доставалось. Пахал землю, сеял зерновые, небольшие участки льна и конопли. Косил травушку-муравушку на сено. Заготовка топлива тоже его забота. Зима спросит. Не отделаешься песенкой «…лето целое пропела, оглянуться не успела». Не попляшешь…  А ещё надо подумать об обуви своим многочисленным «головастикам».

Основная обувь простого люда – лапти. Их без умения не сработаешь. Надо сделать колодку (копыл) по размеру ноги, а затем по колодке плести лапти из пеньковых верёвок.

Так что нужда-заботушка научит жить, или как говаривали: «заставит лаптем щи хлебать». Хозяйство, хотя и небольшое, присмотр необходим. Надо уметь и плотничать, и столярничать, и печных дел мастером быть. Нередко выручала соседская взаимопомощь. Масса забот в заготовке на зиму продуктов питания, солений. Да и спланировать следует, что свезти на базар продать, чтобы купить для семьи и хозяйства необходимое.

С детских лет жизнь заставляла «умельничать», учиться премудростям. К зиме мастерить коньки и лыжи. Летом настраивать удочки. Готовиться к учёбе в школе. Из-за недостатка тетрадей, сшивать их из газет. Чернило из красителей полотна. А чёрные чернила из дубовых яблочек. Выжимали из них сок, заливали им железки, настаивали, вот тебе и настоящая тушь.

Умение нужно было в ночное время пасти лошадей. Были заботы по уходу за мелкой живностью. Одним словом, некогда было моим землякам дурью маяться. Справедливо, позже, в одной из популярных песен (Гимн бригад коммунистического труда) определено место труда в нашей жизни: «Трудовые будни – праздник для нас». Следует признать, что коллективизация с/х, дальнейшее развитие общественной жизни значительно раскрепостили сельских тружеников.

НАСТАВНИК – ПОЧЁТНЕЙШЕЕ ЗВАНИЕ

Если верить имеющимся данным, наша школа ведёт своё летоисчисление с 1866 г. (С 1863 года). Сколько же с тех лет до наших дней прошло сельских учителей и учительниц?  Сегодня на этот вопрос никто не ответит. Скажу только о том, что знаю, в чём убеждён.

Среди немногочисленной группы сельской интеллигенции самым уважаемым человеком был учитель. Образно говоря, его почитали чуть-чуть меньше, чем самого Господа Бога. В моё детское и юношеское время звание наставник, наставница, звучало гордо, было почётно. Встречаясь с ними, мы снимали картуз или шапку, здароваясь, завидя издали. К учителям шли за советом. Он мог помочь написать заявление, добиться какой-то справедливости, в которой нуждался посетитель. Они развернули большую работу по ликвидации неграмотности. К этому делу приобщали учеников старших (в то время 3-4) классов. Их задача была – научить неграмотных запоминанию букв, цифр, а главное расписываться. Учителя выступали с беседами и докладами перед населением. Организовывали хоровые выступления, постановку пьес, т.е. так называемую художественную самодеятельность среди населения.

Хотя прошло много лет, но память сохранила такие имена учителей: Дедовик, Липницкий, Ефременко Варвара Захаровна, Павлючков, Лейзерович, Хайкина, Очаловская Вера Самуйловна, Вербицкий Пётр Мартынович, Леончиков, Борисенко, Подобаев. Все они были разных возрастов, национальностей. В культуре, в быту – безупречны. Мы никогда не видели учителей курящими, или выпивших.

Организатором семилетней школы был директор Липницкий, начавший строительство нового здания (сейчас в нём сельский магазин) (здания уже не существует). Заканчивала строительство школы вновь назначенный директор школы В.З. Ефременко. С её назначением школа именовалась: Рогинская неполная средняя школа колхозной молодёжи – ШКМ. Позже – просто неполная средняя школа – НСШ.

Школа была построена на территории бывшей церкви, но не на самом месте, где была церковь. При входе в школу с левой стороны была могила священника Липницкого. С правой – могила партизана гражданской войны Мартынова.

По разному сложились судьбы наших наставников. Семейство Хайкиных погибло в годы фашистской оккупации. Взрослые и дети были расстреляны на Красном Кургане, возле Буды. Глава семейства Лейзерович И.П. находился тогда в действующей Красной Армии. Математик Борисенко, любимец молодёжи, был призван в Красную Армию и погиб во время войны с Финляндией.

Нелегко и трагически оборвалась жизнь замечательного человека, преподавателя белорусского языка и литературы Вербицкого П.М. Мой покойный брат Иван рассказывал, что в 1943 году какая то группа вооружённых нелюдзей вывели Петра Мартыновича из квартиры, дали в руки дубинку и силой оружия заставили бить окна в школе. Происходило это днём, на виду у прохожих. После этого вооружённая группа исчезла. На второй день Вербицкого вызвали в районное управление для дачи объяснений по поводу случившегося. Идя в Буда-Кошелёво через лес, он встретился с той же группой вооружённых негодяев и они расстреляли Петра Мартыновича. Осталась вдовой Вера Самуйловна Очаловская с малюткой дочерью. Ходили слухи, что Дедовик, бывший заведующий Рогинской начальной школы, а затем учитель Буднецкой средней школы, в период немецкой оккупации работал переводчиком в каком-то немецком учреждении. С ним же и эвакуировался во время наступления наших войск.

Варвара Захаровна Ефременко умерла в 1990 году в Минске, о чём уже было сказано выше. (Я дважды навещал её и мужа могилы).

Прошли годы. Многое изменилось к лучшему. Построено новое прекрасное здание школы. Школа преобразована из неполной средней в среднюю. В школе трудится замечательный коллектив, он продолжает и умножает традиции своих предшественников.

ОЧАГИ КУЛЬТУРЫ

Только в 30-е годы у нас была построена изба-читальня, где в основном были настольные игры, небольшая библиотека, выписывалось несколько газет, кажется «Беднота» и «Звязда». Допозна засиживались завсегдатаи – любители шахмат, шашек, домино. Расходились, когда в лампе выгорал керосин. «Активистами» этого досуга были пожилые люди. Молодёжь собиралась в клубе совхоза, где играла гармошка и отплясывали парни и девушки. Два-три раза в месяц были выступления кружков художественной самодеятельности совхоза или школы.

Наш доморощенный киномеханик Глазунов привозил киноленты немого кино. Звуковое кино появилось в городах – Минске, а затем в Гомеле в 1934 году. (Кинолента «Путёвка в жизнь»). Входной билет стоил: для взрослых 10 коп., детям – 5 коп. Киномеханик тут же подбирал «доброхотов» 5-10 человек «крутить кино», т.е. ручку динамки для проекции изображения ленты на экране. Нередко случались казусы, когда «крутильщики» засмотревшись на экран и спеша прочитать, что говорят артисты, теряли бдительность, и ручка падала на пол. В зале поднимался шум, нелестные слова в адрес механика и его «помощников». Для устранения «аварии» необходимо было зажигать керосиновую лампу. Популярностью пользовались кинокартины: «Красные дьяволята», «Чапаев» и др.

Увлекательным и самым популярным местом отдыха был наш прекрасный парк. На одной поляне были спортивные сооружения: турники, паралл, брусья. Особым успехом пользовались качели «Гигантские шаги». К ним была очередь. На другой поляне специальное место, где в праздничные дни, зажигали пионерские костры. Собиралось много зрителей. Звучали песни, декламировались стихотворения, кружилась в хороводе весёлая ребятня.

СЕЛЬСКАЯ ТОРГОВЛЯ

Торговое заведение называли «Кооператив» или «Сельпо» - сельское потребительское общество.

Что можно было там купить? Всевозможные товары для хозяйства, инструмент, гвозди, керосин. Были продовольственные прилавки, где продавались печенье, спиртные напитки и т.д. Хлеба в продаже не было. Хозяйки выпекали его сами. Позже построили Сельмаг. В нём можно было купить отрезы ситца и материалы на костюм, пальто. Продавался по тому времени дефицит: велосипеды и патефоны. Однако купить эти предметы  не каждый мог. Велосипед стоил 250 руб. С предъявлением квитанции о сдаче  зерна 50 пудов; патефон – 350 руб. и квитанция о сдаче зерна в количестве 10 пудов. Организаторами торговли, её первооткрывателями были Гурарье Соня и Михаил Юрков.

ЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ВСЕГО ЖИВОГО

В те годы в Рогини не было лечебных учреждений. Если с человеком случалась беда, его везли в Кошелёв. Позже сельский Совет оборудовал амбулаторию. Бессменным фельдшером был Демченко, очень уважаемый всеми человек.  Я не знаю, имел ли он какое медицинское образование. Говорили, что в империалистическую и гражданскую войнах, он служил в госпиталях. Это был фельдшер универсал. Он лечил заболевания, травмы, ранения. Искусно удалял больной зуб без всяких обезболивающих. Тогда об уколах и понятия не имели. Тяжело больных отправлял в Кошелёвскую больницу. Все медикаменты: порошки, таблетки, были в амбулатории и выдавались бесплатно. Аптеки и в помине не было. Неоднократно и я лечился у этого замечательного человека.

Было организовано лечение и «друзей» человека – всякой домашней живности: коров, лошадей. С этой работой хорошо справлялся квалифицированный ветеринарный врач совхоза Саша Ваткевич. Он безвозмездно, не считаясь со временем, оказывал помощь и ночью, и днём.  

Замечательные были люди!

ПРАЗДНИЧНЫЕ ПАРАДЫ

Хорошо помню, как проходили в то время наши советские революционные праздники.

Накануне 1-го Мая или очередной годовщины Великого Октября проводились торжественные собрания в клубе совхоза. Ударникам труда вручали подарки. Они простые, но по тем временам ценные. Например, из хлопчатобумажной чёрной ткани, называемой «чёртовой кожей» - костюмы, брюки  и  пиджак. Простые рабочие ботинки, яловые сапоги, отрезы цветного ситца и т.д.

В день праздника собирались на горке между церковью и старым зданием школы. Тут уже стояла заранее сколоченная из досок, трибуна со ступеньками. Митинг был совместный: рабочих совхоза и колхозников. С речами выступали: парторг совхоза Долгавин, председатель сельского Совета Беспалов, секретарь комсомольской ячейки Костя Шевцов, пионеры, учителя школы. Почти ежегодно эта честь оказывалась мне. Звонкий мальчишеский голос был у меня.

По окончании митинга, желающие строились рядами в колонну. Возглавлял демонстрацию маленький трактор «Путиловец», украшенный ёлками и флажками. За ним несли знамёна, шло начальство, пионеры, рабочие и колхозники. Играли гармошки, пели песни: «Смело, товарищи, в ногу…», Варшавянка и др. Шли по улице в направлении Песков, затем разворачивались обратно и шли опять к центру села и расходились домой.

Вечером в парке совхоза торжества продолжались. Накрывались длинные столы и при свете фонарей «Летучая мышь» совершался праздничный ужин.

Сегодня уже нет упомянутого парка со столетними липами. Безжалостно вырублены голубые ели, сады. Нет и той горки, где проходили праздничные митинги и игры школьников. Глину горки использовали на кладку печей и строительные работы.

РАССКАЖУ О СЕБЕ

Я, Воробъёв Моисей Никитович, родился 25 августа 1917 года в д. Рогинь, Буда-Кошелёвской волости, Гомельского уезда, Могилёвской губернии (по старому административному делению). Родители были сельско-хозяйственными рабочими. До Октябрьской революции отец и мать работали в имении помещика Дерноловича. После революции – рабочие совхоза Рогинь. Отец бригадиром фермы крупного рогатого скота, мать – дояркой.

Трудовую деятельность начал после окончания 4-х классов начальной школы в 1931 году в совхозе. Из-за отсутствия помещения по вечерам учился в 5, а в следующем году в 6 классе. Работал в совхозе в качестве ученика слесаря и молотобойца. Больше приходилось стоять у горна и качать воздух кузнечными мехами для нагревания железных поковок. Через день на закреплённой лошадке (полуслепой «Ноте», так звали лошадь) привозил письма и газеты с почты Чечёра. Старинное дореволюционное здание почты находилось возле шоссе Гомель-Могилёв, примерно, в 3-х километрах от с. Дербичи.  Мой заработок составлял около 10 рубл. в месяц. Здесь в 1931 году я вступил в члены ВЛКСМ и в члены профсоюза. В 1933 году при Рогинском сельском Совете была создана изба-читальня и закончилось строительство неполно-средней школы. Буда-Кошелёвский райком комсомола утвердил меня зав. избой-читальней и пионервожатым школы. Уже учёбу в школе  продолжал в дневное время, а общественной (пионерской) работой занимался в неурочное время, а после открывал избу-читальню. Здесь же учил уроки и домой уходил в 23 часа. Моя зарплата была уже больше, чем в совхозе. После окончания неполно-средней школы ещё год работал в школе и являлся по-прежнему зав. избой-читальней.

1-й выпуск нашей школы был дружным ученическим коллективом.

Отлично училась Поля Сальникова, Иван Шабловский, Лена Каткова, Кирилл Новиков, Катерина Лусикова, Митя Катков и другие. Так сложилась жизнь и судьбы, что мы растеряли друг друга на жизненных дорогах. Не приходилось общаться. Знаю, что П. Сальникова, К. Лусикова, Л. Каткова стали педагогами. Шабловский Иван погиб под Ленинградом в период Великой Отечественной войны. Д. Катков оказался на службе в органах КГБ.

Я пытался уехать на учёбу, но райком комсомола не отпустил. Поехал самовольно в Минск. У меня приняли документы на 6-месячных подготовительных курсах для поступления в КИЖ (Коммунистический Институт журналистики). Потом комиссия потребовала рекомендации райкома, а у меня её не было.. Я приехал домой. В райкоме мне объявили выговор и направили работать в с. Церковье, Приборского сельского Совета, в качестве старшего пионервожатого неполно-средней школы и заведующим домом соц. Культуры (библиотека, клуб). Там моя трудовая деятельность продолжалась до октября 1937 года.

В 1937 году я был принят кандидатом в члены ВКП(б). Вскоре меня утвердили заведующим отделом пропаганды и агитации Буда-Кошелёвского райкома комсомола. Недолгой была моя деятельность на этом поприще.

В октябре 1938 года я был призван на действительную службу в Военно-Морской флот. Воинская служба началась на Каспийской Краснознамённой флотилии (г. Баку). Вначале учебный отряд, а затем был направлен на канонерскую лодку «Красный Азербайджан». На корабле был в звании краснофлотца, затем командира боевого поста, состоящего из двух зенитных орудий. Специальность – комендор-зенитчик, воинское звание старшина 2-й статьи.

В июне  1939 года был принят из кандидатов в члены ВКП(б) (по рекомендации комсомольского комитета и присланным рекомендациям из Белоруссии членов ВКП(б) В.З. Ефременко и работника Буда-Кошелёвского райкома партии Бондаренко).

В июне 1939 года коммунисты на отчётно-выборном партийном собрании избрали меня  секретарём партийной организации корабля. К основной служебной обязанности прибавилась серьёзная и ответственная  партийная работа. Приходилось много работать над собой, читать, посещать семинарские занятия, когда приходили с моря. Чувствовал недостаток знаний. День за днём шла служба. Боевые учения. Впереди ещё  большой срок службы. Во флоте он был 5 лет.

В июне 1941 года мне предстоял очередной отпуск. Строил планы, мечтал о встречах на родине, в родных краях Белоруссии. Накануне дня отъезда вызывает батальонный комиссар корабля А.И. Бронников и приказывает: «Сборы прекратить. Отпуска отменены. Вопросов не задавать». Ночью прозвучали колокола громкого боя – была объявлена боевая тревога, вышли в море и стояли на рейде. Утром 22 июня началась война. Об этом сообщило радио. Состоялся митинг. Фашистская Германия, нарушив договор вероломно, без объявления войны, внезапно напала на нашу Родину.

Кстати, ещё до вторжения немецко-фашистских захватчиков в пределы нашей страны, в 23 часа 50 минут 21 июня 1941 года Народный комиссар Военно-Морского флота адмирал Николай Герасимович Кузнецов, под свою ответственность, посылает шифротелеграмму всем флотам Советского Союза: «Немедленно перейти на оперативную готовность. Я объявляю готовность №1». «Готовность №1» означала – быть на боевых постах, разрешение открывать огонь по врагу. Указанный приказ спас наши корабли и моряков от внезапности нападения врага. Когда вторглись самолёты и корабли врага на наши морские рубежи, они получили достойный отпор и понесли потери.

У нас на Каспийском море на кораблях и в частях береговой обороны были приведены в боевую готовность все виды вооружения. На боевых постах и в кубриках проводились беседы о важности защиты города Баку – города нефти. Это потому, что многие краснофлотцы забросали командование заявлениями о добровольном желании уйти на фронт.

3 июля 1941 года выступил по радио Генеральный секретарь ЦК ВКП(б), председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин. В основу его речи была положена директива Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б). Партия разъясняла народу справедливый характер Великой Отечественный войны, священную обязанность каждого советского человека защищать Родину, отстаивать завоевания социализма, призывали к мужеству и героизму на фронте, к самоотверженному труду в тылу. Были даны призывы: «Всё для фронта! Всё для победы!» Перед Красной Армией и Флотом ставилась задача отстаивать каждую пядь земли, драться до последней капли крови за свои города и сёла, измотать и обескровить  в оборонительных боях немецко-фашистские войска, разгромить и изгнать их с Советской земли, помочь народам Европы сбросить фашистское иго. «Ни шагу назад!», «Смерть немецким оккупантам!», «Наше дело правое, мы победим!».

С такими призывами шли на врага наши воины и побеждали в боях. В первых рядах сражались коммунисты и комсомольцы.

Через несколько дней, уже после выступления Председателя Совета Народных Комиссаров В.М. Молотова, корабли Каспийской флотилии и части Закавказского военного Округа вошли на территорию Ирана, чтобы предотвратить вторжение на нашу территорию заранее заброшенных сюда вражеских сил. Мы пришли в порт пехлеви, десантные части в порты Ноушехр и Бендер-Шах, начав нести патрульную службу. Англо-американские войска вошли на территорию Ирана с Персидского залива. В результате этих мер фашистская угроза с юга была ликвидирована. Однако ещё оставалась военная опасность со стороны Турции. Её реакционные круги, сотрудничавшие с гитлеровцами, были готовы в подходящий момент втянуть свою страну в войну против СССР.

После неоднократных заявлений, мне и моим товарищам, было разрешено уйти добровольцами в действующий Краснознамённый Черноморский флот.

Служил на лидере «Ташкент» комендором-зенитчиком. После очередного налёта фашистских самолётов корабль получил повреждение. Среди личного состава были раненые. Я легко контужен. Корабль направилив Новороссийск на восстановление. Большая часть личного состава, в том числе и я, ушли на сухопутный фронт в морскую пехоту. В составе 2-го Перекопского полка, 25-й Чапаевской дивизии принимали участие в обороне одессы, а затем Севастополя.

Я принимал участие в боях, находясь в полковом взводе разведки в группе захвата, и одновременно являлся секретарём партийной организации взвода разведки. Имел два лёгких ранения и одно тяжёлое. В 1944 году снят с воинского учёта и медкомиссией признан инвалидом 2-й группы Отечественной войны. После частичного освобождения Белоруссии, приехал в Рогинь. Родные в предвоенные и военные годы  проживали в посёлке Факел, который фашистские захватчики сожгли. Мать и брат Иван, инвалид войны, проживали на территории усадьбы совхоза. Из большой семьи нас осталось трое. Не имея жилья и работы, я уехал в Новобелицу, там временно находилось Правительство и Центральный Комитет Коммунистической партии БССР. Меня приняли на работу в Министерство социального обеспечения в качестве начальника отдела организации интернатов и домов инвалидов. Из-за неудовлетворительных условий жизни и болезни (открылись раны), был определён в госпиталь. Так неудачно закончилась моя попытка трудовой деятельности на родной земле. На лечении находился в Тамбовской области. После выписки из госпиталя работал заведующим партийным кабинетом Котовского горкома партии. В июле 1947 года, по переводу, приехал в Киев на ремонтно-электромеханический завод (ныне завод им. Парижской Коммуны). Работал мастером в литейном цехе, затем начальником отдела кадров и 18 лет подряд избирался секретарём партийной организации, членом Жовтневского райкома партии и депутатом районного Совета народных депутатов. Одновременно учился в вечерней средней школе рабочей молодёжи, затем после окончания школы, учился на вечернем отделении факультета журналистики Львовского Полиграфического Института им. И. Фёдорова.

После окончания института с 1969 по 1987 год работал в Украинском филиале Центрального Конструкторского бюро арматуростроения в отделе информации и главным редактором радиогазеты «Ударник» научно-производственного объединения арматуростроения.

В 1987 году закончил свою трудовую деятельность и ушёл, как говорится, на заслуженный отдых. В Киеве работают две мои дочери, два старших внука, ещё два внука – школьники. Растёт правнук.

Чернобыльская трагедия подкосила здоровье жителей Украины и Республики Беларусь. Из большой семьи нас осталось двое: я и младший брат, который прошёл все муки ада фашистской неволи в Германии.

Видимо, отразилась Чернобыльская авария и на моей семье. В 1992 году, после продолжительной болезни, ушла из жизни жена. Вот уже седьмой год живу один…  А одиночество – самая тяжёлая болезнь. Скрашиваю своё одиночество необходимостью заботиться о своих внуках.

Убеждений своих не менял и не собираюсь менять. Из рядов Коммунистической партии не выходил. По-прежнему считаю себя членом ВЛКСМ с 1931 года и членом ВКП(б) (КУ – Коммунистическая партия Украины) с июня 1939 года. С 1977 года – член Союза журналистов СССР (теперь Украины).

В меру своих сил, хочется быть полезным обществу. Поддерживаю связь с редакциями некоторых газет, где иногда печатают мои корреспонденции.

Вот и весь рассказ о себе. О том времени и тех событиях, которые происходили.

Что хотелось бы сказать и пожелать вам, друзья, будущим строителям новой жизни в третьем тысячелетии?

  • Прежде всего, доброго здоровья и счастья, конечно, при здоровом образе жизни.
  • Избегайте вредных привычек.
  • Любите свой край – малую родину.
  • Будьте добры друг к другу и окружающим вас.
  • Всегда помните, какой ценой оплачивается мирная жизнь.
  • Не забывайте тех, кто погиб, защищая нашу Родину и земляков, ставших безвинными жертвами войны.
  • Никогда не проходите мимо грубости, жестокости, хамства.
  • Избегайте бесцельной праздности.
  • Будьте трудолюбивы и настойчивы в достижении поставленной цели.
  • Хотелось бы во дворе школы видеть Памятный знак Рогинским учителям и ученикам, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Говорят, что от мужской половины поколения 1917-1925-х годов осталось после войны только три процента. А сейчас сколько? ...  Будто их и не было. Но они были. И была вокруг них тогдашняя жизнь. Вынуть её из истории и выбросить нельзя. Без неё нет настоящего и будущего, которые вырастают из прошлого. При этом радость уходит с ушедшими, а горе, если оно не высказано и не оплакано, проступает родимым пятном в будущем. Будем помнить об этом.

В общем, заканчиваю своё повествование латинским изречением: «Сделал, что мог, и пусть, кто может, сделает лучше».

Киев – Рогинь

1998 г.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.