Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам

Дата: 20 сентября 2022 в 15:12, Обновлено 14 октября в 19:58

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Напутственное слово учителя.
На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».
За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.
6. Принцип «ненасилия над психикой».
Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что  при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.

Система подготовки участников олимпиад:
 базовая школьная подготовка по предмету;
 подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);
 самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
 целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

 

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
 подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года
 элективные  курсы целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей
  индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения
 использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы)
 уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач
  использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, практикумы в лабораториях вузов или предприятий (по договоренности), эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
 наблюдения в ходе уроков;
  организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
 оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
 реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
 уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
 Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
 при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
 оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
 предусмотреть возможность отдыха, релаксации
 не превращать работу группы в пустое времяпровождение
 наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
 основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
 читаем книги, журналы
 работаем в Интернете
 общаемся дистанционно
 участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
 нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию
 создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
Как сделать процесс усвоения информации более эффективным?
 зачётный лист (автор, название книги, статьи, интересный факт, стр.)
 зачёты по прочитанной книге, статье и т. д.
 целевое изучение  литературы
 создание опорных схем, таблиц и т.д.
                                                                                                                                                                               

Три условных группы одарённости:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих  равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Система работы с одарёнными детьми  предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.

I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми:
 проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
 обучение на курсах повышения квалификации;
 подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет;
 научно-методическая работа по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся:
 выработки и обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
 изучения приемов целенаправленного педагогического наблюдения;
 изучения мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
 организации периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
 знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
 наблюдение за  результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
 проведение различных внеурочных конкурсов, конференций, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности:
 отбор  тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих форм и приемов;
 предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, со сверстниками, через самостоятельную работу;
 разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;
 проявление уважения к индивидуальности ученика:
- понимание особенностей его развития,
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».


Условия успешной работы с одаренными учащимися:

 осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
 создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
 признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
 Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся;
 Включение в работу с одаренными детьми учителей, обладающих определенными качествами:
 
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
 Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
 Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
 Умение координировать свои действия с действиями родителей.
 Умение консультировать родителей и учащихся.
 Профессиональная зрелость.
 Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
 Эмоциональная стабильность.
 Способность к самоанализу.
 Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
 Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одаренных детей.


  Ведущие методы творческого характера:
 - проблемные;
 - поисковые;
 - эвристические;
 - исследовательские;
 - проектные
   в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 
 
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
 Учителю-предметнику в работе необходимо:
 Составить план занятий с ребенком, учитывая  психические особенности ребенка .
 Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
 Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:
 предмет
 дата и время консультаций
 главные рассматриваемые вопросы
 время работы с темой по программе
 фактическое затраченное время
 дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
 невыясненные вопросы
 причины отклонений от сроков.


Примерная схема-план индивидуального образовательного маршрута  учащегося.

ФИО учащегося. Класс  Предмет

 № задания
 Тема
 Что прочитать
 Какие понятия необходимо выучить
  Какие задачи нужно решить.
 Результат выполнения задания


Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
 1.Творческие способности
 Способность рисковать.
 Дивергентное мышление. (Творческое мышление, результатом которого является получение принципиально новой информации или отыскание ранее неизвестных решений проблемы.)
 Гибкость в мышлении и действиях.
 Быстрота мышления.
 Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
 Богатое воображение.
 Восприятие неоднозначных вещей.
 Высокие эстетические ценности.

2. Познавательные способности и навыки
 Владение большим объемом информации.
 Богатый словарный запас.
 Перенос усвоенного на новый материал.
 Установление причинно- следственных связей.
 Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
 Умение делать выводы.
 Умение интегрировать и синтезировать информацию.
 Участие в решении сложных проблем.
 Организация информации.
 Умение улавливать сложные идеи.
 Умение замечать тонкие различия.
 Чувствительность к противоречиям.
 Использование альтернативных путей поиска информации.
 Анализ ситуаций.
 Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
 Умение предвидеть последствия.
 Умение рассуждать.
 Построение гипотез.
 Применение идей на практике.
 Способность к преобразованиям.
 Критичность в мышлении.
 Высокая любознательность
3. Особенности эмоциональной сферы
 Реалистическая Я-концепция.
 Уважение к другим.
 Эмпатическое отношение к людям. (Эмпатия - способность «вчувствоваться» в другого человека, улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
 Склонность к самоанализу.
 Терпимое отношение к критике.
 Готовность делиться вещами и идеями.
 Настойчивость в выполнении задания.
 Независимость в мышлении и поведении.
 Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
 Соревновательность.
 Чувство юмора.
 Чуткость к анализу нравственных проблем.
 Уверенность в своих силах и способностях.
 Внутренняя мотивация


По большинству школьных предметов проводятся внутришкольные, городские, областные, окружные, российские и международные олимпиады. В них принимают участие учащиеся 9–11-х классов (наряду с этими традиционными олимпиадами также проводятся дистанционные эвристические олимпиады по всем предметам – от истории и биологии до информатики и математики. Также проводятся олимпиады среди учащихся классов развивающего обучения и другие состязания школьников).
Руководство подготовкой и проведением предметных олимпиад осуществляется администрацией образовательного учреждения в соответствии с локальным актом «Положение о проведении внутришкольной олимпиады» (приложение 1) и создает все необходимые условия для ее проведения: по представлению методических объединений утверждает жюри олимпиады, выделяет для проведения олимпиады необходимое количество кабинетов, освобождает учителей и школьников-участников олимпиады от занятий, поощряет победителей и учителей их подготовивших и т. д.
Время проведения внутришкольных олимпиад, как правило, жестко привязано ко времени проведения городских (районных) олимпиад. Внутришкольные олимпиады должны предшествовать олимпиадам городским (районным), поэтому они проводятся чаще всего в первой половине второй учебной четверти. 
Итак, подготовка школьников к олимпиадам заключается, на наш взгляд, не столько в «наполнении и накачивании» их дополнительными знаниями (они и так знают достаточно много), сколько предполагает широкое использование заданий творческого характера, предполагающих оригинальное решение различных биологических проблем.
Олимпиады, как показывает наш педагогический опыт, обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.