Информационная карта плана
1 |
Полное название плана |
План воспитательной работы с детьми, нуждающихся в оздоровлении, воспитательно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Патриот» |
2 |
Цель плана воспитательной работы |
Способствовать развитию у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни через создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей |
3 |
Направление деятельности |
Гражданско-патриотическое воспитание, оздоровление, физическое и духовное развитие учащихся |
5 |
Автор плана воспитательной работа |
Е.Р. Куцанова, начальник лагеря |
6 |
Образовательное учреждение, представившее пплан |
ГУО «Рогинская средняя школа Буда-Кошелевского района» |
7 |
Адрес, телефон |
Гомельская область, Буда-Кошелевский район, аг. Рогинь, ул. Школьная, д. 1 7 - 70 69 |
8 |
Место реализации |
ГУО «Рогинская средняя школа Буда-Кошелевского района» |
9 |
Количество, возраст учащихся |
15 учеников от 6 до 11 лет |
10 |
Сроки проведения, количество смен |
с 02.06.2025 по 20.06.2025 |
Цели и задачи плана воспитательной работы
Цель плана – способствовать развитию у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах общественной жизни через создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи плана:
- Определить основным направлением деятельности лагеря – гражданско-патриотическое.
- Использовать различные формы и методы организации летнего отдыха и оздоровления детей с учётом поставленной цели.
- Создать условий для оздоровления, всестороннего развития, самореализации личности подростка в период летних каникул через активное приобщение к занятиям спортом, через творческие, познавательные, игровые и оздоровительные мероприятия.
- Создать условия для получения учащимися знаний о Беларуси, о малой родине, о событиях Великой Отечественной войны, о героях войны.
- Способствовать приобщению детей к культурным, историческим ценностям, традициям Республики Беларусь.
- Развивать индивидуальные способности, социализировать личность подростка в условиях временного коллектива.
- Повышать интерес детей к развитию и укреплению своего здоровья.
В настоящее время государство уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, сохранению уважения и памяти к истории, к героям Великой Отечественной войны.
- Формирование у молодого человека уважительного отношения к памяти погибших при защите Отечества, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству и развитие физического здоровья молодого человека является приоритетными задачами государства и общества в целом.
- Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Данный план направлен на решение современных проблем, связанных с созданием условий для всестороннего развития молодого поколения, его приобщения к общечеловеческим ценностям, интеллектуального, духовного и физического развития личности.
План относится к гражданско-патриотической направленности; по содержанию является спортивно-оздоровительной, общекультурной; по форме организации групповой, общедоступной.
План будет включать не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, культурно-досуговые, экологические и гражданско-патриотические мероприятия, информационные мероприятия, связанные с историей Великой Отечественной воны, историей Республики Беларусь. Однако важнейшим направлением станет активное приобщение детей
к физкультуре, спорту, пропаганде здорового образа жизни.
Тематическая смена пройдет под девизом: “Мы помним!” Побеждать можно не только в спорте, но и в творчестве, конкурсах, испытаниях и проявлять организаторские способности, руководствуясь принципами уважения, честности, справедливости. Для более эффективной реализации программы применяются следующие формы занятий: практические, экскурсии, игровые программы, спортивно-оздоровительные мероприятия, конкурсы, коллективные творческие дела, походы, беседы.
План воспитательной работы базируется на следующих принципах:
1.Принцип самореализации, означающий:
- осознание детьми целей перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
- добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
- обязательный учет индивидуальных особенностей детей;
- создание ситуации успеха;
- признание личности человека растущего и развивающего высшей социальной ценностью.
2.Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:
- обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
- наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
- предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
- взаимоуважение всех участников работы лагеря.
3.Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского
самоуправления, который предполагает:
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
- защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
4. Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.
Механизм реализации плана воспитательной работы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль
Формы работы
- планирование;
- подготовка к лагерной смене;
- оформление лагеря;
- подготовка материальной базы;
- определение обязанностей;
- подготовка к сдаче приемной комиссии.
- организация питания в школьном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
- утренняя зарядка;
- влажная уборка, проветривание;
- беседы о вредных привычках;
- организация питания воспитанников (витаминизация);
- спортивные праздники;
- экскурсии;
- подвижные игры;
Патриотический модуль
Формы работы:
- посещение памятников;
- беседы;
- экскурсии, по изучению родного края;
- проведение мероприятий и бесед;
Творческий модуль
Формы работы:
- коллективно-творческая деятельность;
- участие в общелагерных мероприятиях, играх
- экскурсии в музей
- конкурсы;
- викторины.
Нравственный модуль
Формы работы:
- экскурсии в природу;
- беседы о нравственности;
- викторины, конкурсы;
- мероприятия
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение инструктажа по ТБ для всех работающих и отдыхаюших
в течение лагерной смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5. Проведение ежедневных планёрок.
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Основные направления и виды деятельности
Детский лагерь характеризуют предметно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации. Взаимодействие детей носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности. Диапазон видов деятельности разнообразен: коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и др., составляющих процесс социального взаимодействия и сотворчества детей. Механизм жизнеобеспечения строится на основе создания оптимальных условий для успешной деятельности ребёнка в пространстве свободы.
Патриотическое направление
В основе лежат мероприятия, помогающие воспитывать уважение
к защитникам Родины, уважать людей труда, беречь то, что мы называем словом Родина.
Спортивно-оздоровительное направление
Включает в себя использование методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня, и повышенного по сравнению
с учебным годом объёма двигательных упражнений.
Оздоровление проводится с помощью выполнения норм питания, витаминизации, увеличения количества овощей, фруктов и соков в меню лагеря.
Художественно-эстетическое направление
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества,
в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Реализация собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Культурно-досуговое направление
Лето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятияэтого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано
с другими направлениями программы.
Познавательное направление
Включает в себя разные виды деятельности, дающие детям дополнительные знания об окружающем их мире.
Материально-техническое обеспечение
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления документации, для творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности плана
Для того чтобы план работал, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
- Постановка реальных целей и планирование результатов плана;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации плана, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Критерии оценки результативности реализации плана:
1. Качество организации отдыха детей;
2. Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни;
3. Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены;
4. Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы
с детьми, учет интересов и потребностей детей;
5. Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно- образовательного процесса;
6. Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей;
7.Использование различных форм организации детского самоуправления;
8. Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.
Система оценки качества реализации программы
Для отслеживания результативности плана будут использованы следующие методы:
1. Анкетирование детей на начальном этапе и в конце смены;
2. Наблюдение за поведением детей во время мероприятий, игр позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
3. Анализ участия отряда в общелагерных творческих делах, уровня активности и достижений;
4. Экран настроения, листок откровения;
5. В конце смены будет подготовлен аналитический отчѐт о результатах реализации плана, подготовлены фото и видео материалы;
6. Анкетирование родителей с целью выявления уровня удовлетворенности проведением оздоровления.
Чтобы оценить эффективность данного плана с воспитанниками лагеря будет проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, по желанию заполняют листок настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Предполагаемые результаты плана
При активном участии детей и взрослых в реализации плана предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско- патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка
в специфическую гражданскую деятельность, поэтому, учитывая рекомендации инструктивно-методического письма «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году» мы считаем, что патриотическая лагерная смена - это комплекс взаимосвязанных воспитательных мероприятий, предназначенных для решения выдвинутой цели и выполнения поставленных задач в течение определённого периода времени.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. При хорошей организации питания, витаминизации и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.