Для успешной подготовки к письменному экзамену в Беларуси рекомендуется начинать подготовку заранее, планировать время для занятий, использовать разнообразные методы обучения, такие как конспектирование, схемы, проговаривание материала и консультации с учителями. Также, необходимо соблюдать режим дня, позаботиться о физическом и психологическом здоровье, и в день экзамена сохранять спокойствие и уверенность.
1. Планирование и организация:
- Заранее:
Не ждите последнего момента, начните подготовку за 1-2 месяца, чтобы было достаточно времени для повторения и углубленного изучения материала.
- Равномерное распределение времени:
Запланируйте время для каждого предмета, избегая перегрузок.
- Создайте план работы:
Намечайте план работы на день и старайтесь его выполнить.
2. Эффективные методы обучения:
- Конспектирование:
Пишите конспекты, выделяя ключевые моменты, формулируйте основные понятия.
- Схемы и диаграммы:
Рисуйте схемы, чтобы систематизировать материал, визуально запоминать информацию.
- Проговаривание вслух:
Проговаривайте трудные вопросы вслух, привлекайте в качестве собеседника зеркало или друзей.
- Повторение:
Периодически перечитывайте конспекты, просматривайте схемы, чтобы укрепить знания.
- Тестирование:
Решайте тесты и контрольные работы, чтобы проверить свои знания и выявить пробелы.
- Консультации:
Посещайте консультации у учителей, чтобы уточнить непонятные моменты.
3. Поддержание здоровья и психологического комфорта:
- Режим дня:
Соблюдайте режим дня, чтобы не перегружать себя и не допускать недосыпания.
- Физическая активность:
Делайте перерывы во время работы, занимайтесь физическими упражнениями, прогуливайтесь.
- Питание:
Питайтесь правильно, чтобы поддерживать умственную и физическую активность.
- Уменьшение стресса:
Умейте расслабляться, занимайтесь любимыми делами, чтобы снизить стресс перед экзаменом.
- Положительный настрой:
Сосредоточьтесь на положительных результатах, верьте в свои силы.
4. На экзамене:
- Не спешите:
Внимательно читайте вопросы, анализируйте их смысл.
- Организуйте ответ:
Составьте план ответа, излагайте материал четко и логично.
- Контролируйте время:
Не тратьте слишком много времени на один вопрос.
- Не стесняйтесь уточнять:
Если что-то непонятно, переспросите.
- Оставайтесь спокойным:
Не волнуйтесь, если что-то забыли, сохраняйте спокойствие и уверенность.
Внесены изменения в правила аттестации учащихся
и проведения ЦЭ
14 апреля 2025 г.
Скорректированы Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена (ЦЭ). Такое решение закреплено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 февраля 2025 г. № 43 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184».
Какие изменения предусмотрены, читайте в материале
Напомним, что Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяют:
порядок и формы проведения аттестации учащихся, виды итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования;
порядок перевода в следующий класс;
нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям);
условия и порядок допуска учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования;
основания для освобождения учащихся от итоговых испытаний;
предоставления права прохождения итоговой аттестации в иные сроки;
порядок пересмотра годовой отметки, создания и функционирования комиссий, участвующих в проведении итоговой аттестации в учреждениях образования.
В частности, определено, что оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам (модулям) осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.
Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».
Неудовлетворительными являются отметки «1» (один), «2» (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)».
При этом, согласно изменениям, внесенным постановлением № 43, при оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Беларуская мова», «Русский язык» в контрольных и тематических самостоятельных работах три и более исправлений теперь считаются за одну ошибку.
Обновлены также критерии оценки некоторых видов работ учащихся.
Скорректированы основания освобождения выпускников от выпускных экзаменов и ЦЭ.
Так, по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, как и ранее, освобождаются учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы среднего образования на дому.
Кроме того, на основании указанного решения такое право предоставляется и учащимся, имеющим заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний по завершению обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, определяемый в порядке, предусмотренном частью первой пункта 5 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Определено, что учащиеся, не явившиеся на централизованный экзамен, могут сдать его в другой срок в соответствии с установленными требованиями.
Внесенными корректировками предусмотрен также запрет использовать средства связи, средства аудио-, видео- и фотофиксации во время проведения ЦЭ.
Инструкция по организации централизованного экзамена дополнена главой, регулирующей особенности проведения репетиционного централизованного экзамена.
Постановление № 43 вступает в силу поэтапно: с 5 апреля и с 1 сентября 2025 г.
Кроме того, в банк данных «Правоприменительная практика» включено разъяснение, подготовленное Министерством образования Республики Беларусь.
Обращаем внимание, что в ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE» создан тематический банк данных «Образование», который содержит систематизированные по разделам акты Главы государства, постановления Правительства Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, международные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, общественные отношения по реализации права граждан на образование, вопросы социальной поддержки и защиты обучающихся, организации оздоровления детей, улучшения положения и охраны их прав, а также правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников.